Минэкономразвития обновило законопроект об упрощенном банкротстве граждан, ужесточив требования к желающим воспользоваться этой процедурой. В частности, не смогут прибегнуть к ней те, кто активно кредитовался накануне банкротства и выводил имущество.

СЛАБЫЙ СТАРТ

Институт личного банкротства, позволяющего легально избавиться от непосильных долгов, появился в России относительно недавно — в октябре 2015 года. И его применение постепенно набирает обороты: если в 2017 году несостоятельными были признаны 29827 граждан, то в 2018 году — 43984, свидетельствует статистика «Федресурса».

Однако почти сразу же после появления этого механизма государство признало, что он оказался недоступен для граждан, оказавшихся в действительно трудной финансовой ситуации. У них нет денег на оплату обязательных расходов и услуг финансового управляющего, которому по закону о несостоятельности полагается 25 тыс. рублей плюс проценты от реализации имущества должника, если таковое имеется.

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

С 2016 года Минэкономразвития искало способы сделать эту процедуру менее затратной, минимизируя участие арбитражных управляющих. Но если изначально Минэкономразвития допускало упрощенный режим для граждан с долгами до 700 тыс. рублей, то теперь, согласно новой версии поправок в закон о несостоятельности, с которыми ознакомился «Интерфакс», предлагается ввести больше требований.

Среди них правила, что за шесть месяцев до подачи заявления о собственном банкротстве у гражданина возникло не более четверти суммы долга (без учета процентов) и за год до этого события он безвозмездно не отчуждал имущество дороже 200 тыс. рублей и не продавал его на сумму более 2 млн рублей. Исключение — продажа предмета залога с согласия или по требованию банка-залогодержателя, говорится в проекте. При этом общая стоимость активов у гражданина должна быть «заведомо меньше» долгов (без учета имущества, которое нельзя изъять, в частности единственного «неипотечного» жилья).

Кроме того, у должника не должно быть неснятой или непогашенной судимости за умышленные преступления в сфере экономики, действующих административных наказаний за нарушения в сфере охраны собственности или за фиктивное либо преднамеренное банкротство. В его биографии в предшествующие подаче заявления о банкротстве полгода также не должно быть смены имени, фамилии или отчества, не считая случаев вступления в брак.

РОЛЬ УПРАВЛЯЮЩЕГО

В обновленном проекте сохранилась идея о сокращении участия финансового управляющего в таких «упрощенных» банкротствах. Как и в прежней итерации поправок, разрешается не проводить собрание кредиторов и анализ финансового состояния должника, а если кредитор настаивает на этих процедурах, то он их и должен оплачивать.

Такой же подход предлагается и для реализации мер по выявлению имущества гражданина и обеспечению его сохранности. Управляющий может их принимать только по поручению и за счет заинтересованных в этом кредиторов и иных участвующих в деле о банкротстве лиц.

Также сохранилось в ходе доработки проекта положение, позволяющее гражданину самостоятельно реализовывать имущество — без торгов. В январе 2019 года такую идею критиковал Минюст, опасавшийся, что граждане будут вести себя недобросовестно, а многие и вовсе не смогут эффективно справиться с этой задачей. Однако пока эти замечания в ходе доработки не учтены.

ФНС согласовала проект, рассказал «Интерфаксу» источник, знакомый с позицией службы.