fbpx

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России раскритиковала доработанный Минэкономразвития законопроект о внесении изменений в закон «О банкротстве» (127-ФЗ) в части введения специальной процедуры для проведения торгов имуществом банкротов.

Принятие законопроекта в представленной редакции представляется избыточным. Установление отдельной специальной процедуры торгов в сфере банкротства нецелесообразно.

При этом источник подчеркнул, что в настоящее время ФАС и Минэкономразвития занимаются подготовкой законопроекта, устанавливающего единую унифицированную процедуру проведения обязательных в силу законодательства РФ торгов.

В своих замечаниях ФАС указывает, в частности, что в законопроекте недостаточно проработан новый механизм проведения торгов имуществом банкротов (должников). Так, Минэкономразвития предлагает ввести одну процедуру, в рамках которой торги будут идти на повышение цены, затем, при отсутствии заявок, цена будет снижаться до поступления первого предложения о цене — после чего торги снова будут идти на повышение.

По замыслу министерства, введение такой торговой процедуры приведет к снижению расходов на проведение торгов. В свою очередь ФАС подчеркивает, что утверждение о снижении расходов на проведение торгов носит тезисный характер и не содержит анализа действующего и планируемого порядка, финансовых последствий его введения.

Также ФАС критикует предложение о вводе нового порядка продажи имущества должника. «При этом усматривается отсутствие направленности на совершенствование правового регулирования, и ряд норм лишен юридического смысла», — процитировал источник вывод службы.

Вместо введения нового порядка продаж имущества банкрота ФАС предлагает установить требование об обязательном размещении всей информации о проведении таких торгов на соответствующем интернет-портале. При этом остальные источники с такой информацией должны быть или упразднены, или интегрированы с официальным сайтом.

В рамках совершенствования самой процедуры антимонопольное ведомство предлагает включить в 187-ФЗ норму, упраздняющую предварительную подачу заявок на участие в торгах и обеспечивающую само участие в торгах за счет подачи ценового предложения.

Еще одно предложение ФАС заключается в использовании информационной системы «Независимый регистратор» (создана и работает в рамках контрактной системы — ИФ) для мониторинга и фиксации действий (бездействия) в рамках процедуры проведения торгов.

«Необходимо отметить, что законопроект содержит много норм отсылочного и вариативного характера, — процитировал источник еще одно из замечаний ФАС. — Так, например, законопроектом устанавливается, что порядок проведения торгов в электронной форме утверждается регулирующим органом по согласованию с федеральным антимонопольным органом. Полагаем целесообразнее установление такого порядка в законопроекте».

Помимо этого ФАС отмечает, что по одному из положений законопроекта правительство РФ должно будет определить порядок формирования и ведения государственной информационной системы раскрытия информации о формировании и реализации конкурсной массы в сфере банкротства, а также официальный сайт для размещения организатором торгов по продаже имущества должника информации о проведении торгов. «Создание такой ГИС с учетом количества уже существующих государственных информсистем является избыточным, — считает ФАС — Полагается целесообразным определить сайт для размещения указанной информации, например, при продаже государственного или муниципального имущества — сайт www.torgi.gov.ru».

Как сообщалось, последние несколько лет Минэкономразвития (в сфере управления госимуществом) решало задачу по электронизации соответствующих процессов, прежде всего — торгов теми или иными видами имущества. В результате в конце прошлого года министерство направило в правительство несогласованный проект закона «Об электронных торгах».

«Проект внесен в правительство с таблицами разногласий с рядом ФОИВов, — говорили тогда в министерстве. — Замечания ФОИВов в основном касаются видов торгов, которые будут проводиться согласно процедуре, устанавливаемой законопроектом».

Сам законопроект предусматривал перевод всех торгов госимуществом на единую универсальную электронную процедуру с сохранением отраслевых особенностей в рамках отраслевого законодательства, введение единого порядка проведения торгов в электронной форме, перевод всех имущественных торгов на электронные торговые площадки (ЭТП), отобранные правительством РФ для проведения госзакупок, установление единых требований к участникам торгов, документации о торгах и т. п.

Также в законопроекте оговаривалось, какие его положения могут быть расширены и дополнены отраслевым законодательством, а какие не могут.

Эта законодательная инициатива вызвала критику со стороны ряда регуляторов (например, в части организации одной универсальной торговой процедуры), а также участников рынка — электронных площадок, занимающихся проведением торгов.

Стоит также отметить, что в настоящее время свои предложения по совершенствованию законодательства об имущественных торгах готовит Минфин РФ.