Минэкономразвития осталось недовольно законопроектом о внесудебном банкротстве физлиц, так как поправки ко второму чтению в него сильно сократили число тех, кто мог бы воспользоваться процедурой.
«После того, как мы все эти с вами поправки включили, в том числе ГПУ (Государственно-правовое управление президента РФ — ИФ) и банков, то сейчас получается, процедура очень сильно сокращает воронку людей, которые смогут пройти через банкротство физлиц», — сказал в понедельник в ходе онлайн-заседания комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям заместитель министра экономического развития РФ Илья Торосов.
Этот законопроект внесла осенью 2019 г. в Госдуму группа депутатов, а в начале года он был принят в первом чтении. Изначально он предусматривал, что внесудебная процедура несостоятельности будет доступна для граждан с долгами от 50 до 500 тыс. рублей. После ее окончания непогашенные долги человека будут автоматически аннулироваться. В марте президент РФ поручил депутатам и заинтересованным ведомствам ускорить работу над документом и уложиться к 17 апреля.
Согласно версии законопроекта ко второму чтению, которая размещена в электронной базе данных Госдумы в понедельник, по общему правилу внесудебное банкротство допустимо при совокупном долге в 200–500 тыс. рублей. При этом гражданин должен соответствовать одному из критериев: быть официально признан безработным, доход на каждого члена семьи у него менее регионального прожиточного минимума уже больше трех месяцев, ранее исполнительное производство в отношении него было окончено из-за отсутствия имущества.
Обязательно должны выполняться следующие условия: гражданин должен быть неплатежеспособным, не иметь движимого и недвижимого имущества, кроме единственного жилья. Кроме того, среди обязательных требований к желающему обанкротиться без суда — в течение полугода у него возникло не более четверти долга, а если долг по кредиту или займу, то договор должен действовать не менее года и заемщик должен был внести не менее девяти платежей, или не меньше трех, если брали «кредитные каникулы».
Также законопроект наделяет правительство РФ правом «в исключительных случаях» по согласованию с ЦБ РФ устанавливать иные условия в отношении обязательств гражданина по кредитным договорам, соблюдение которых разрешает банкротиться без суда. Перечень этих случаев открытый, в качестве примера называются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, существенное изменение курса рубля.
В Минэкономразвития полагают, что в законопроекте идет речь о праве правительства по согласованию с ЦБ РФ устанавливать дополнительные условия, а не исключать уже имеющиеся. В связи с этим Торосов предложил записать в законопроекте право правительства по согласованию с ЦБ РФ изменять такие условия. В этом случае он выразил готовность министерства поддержать документ в целом.
«Это будет прецедент правовой конструкции, когда ЦБ РФ с Минфином, Минэкономразвития, с правительством смогут менять текст закона нормативным актом. Я вообще не понимаю, как это может работать», — отреагировал участвовавший в онлайн-заседаний первый зампред Банка России Сергей Швецов.
Кроме того, он отметил, что ЦБ РФ «беспокоит» ссылка в проекте закона на девять платежей, которые человек должен внести по кредиту за последние 12 месяцев, будучи при этом неплатежеспособным.
Торосов предложил отложить на месяц принятие законопроекта во втором чтении, намеченное на 14 апреля, и доработать документ. По его мнению, сейчас законопроект доработан на 80–90%.
Однако глава комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, единоросс Николай Николаев предложил коллегам в течение дня согласовать с заинтересованными ведомствами свои поправки, чтобы иметь возможность раздать их депутатам во вторник во время пленарного заседания.