Минэкономразвития доработало законопроект о продаже имущества банкротов через голландские аукционы с плавающим ценообразованием, рассказал «Интерфаксу» источник, знакомый с проектом. Ключевая идея о возможности продавать активы с понижением цены еще на первых торгах сохранена — несмотря на опасения Федеральной антимонопольной службы (ФАС), что такая реформа приведет к появлению риска злоупотреблений со стороны покупателей.

Документ вновь отправлен на согласование в заинтересованные ведомства, рассказал источник.

БЕДА НЕЭФФЕКТИВНОСТИ

С помощью голландских аукционов Минэкономразвития надеется изменить ситуацию в сфере реализации имущества банкротов с ее весьма неэффективной системой.

Сейчас первые торги в виде открытого аукциона должны идти с повышением цены, на повторных стартовая цена снижается на 10%, но торговаться опять-таки надо вверх. А затем, если продать активы банкрота так и не получилось, следует этап публичного предложения, где цена снижается.

В результате на первых торгах чаще всего претендентов нет. Торги в ходе открытого аукциона в рамках процедур банкротства в 2017 и 2018 году не состоялись в 95% и 94% случаев, следует из данных Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ, «Федресурс», bankrot.fedresurs.ru).

Потенциальные покупатели появляются только на этапе публичного предложения. «В 2018 году реализовать имущество должников удалось в ходе публичного предложения на третьих или четвертых торгах с падением цены в среднем на 64% после ее снижения на 10% на повторных торгах», — говорил ранее руководитель «Федресурса» Алексей Юхнин. Таким образом, процедура затягивается, что ведет к дополнительным расходам в конкурсном производстве.

ГОЛЛАНДСКИЕ АУКЦИОНЫ

На голландских аукционах, которые предлагает Минэкономразвития, торги сначала должны идти на повышение, но если желающих купить не будет, то цена будет снижаться до поступления первого предложения. После этого торги снова пойдут на повышение, однако если никто цену не повысит, то победителем признают того, кто озвучил свое предложение. При этом минимальная цена для первых торгов должна быть равна половине начальной, на повторных — четверть от цены соответствующего этапа.

ФАС критиковала эту идею из-за возможных злоупотреблений со стороны покупателей: ее реализация может привести к продаже имущества по неадекватной цене, так как покупатели будут направлять свои предложения по цене только после ее снижения. «Лот с рыночной стоимостью в несколько тысяч рублей сможет уйти с молотка за несколько сотен рублей, если такую цену предложит участник торгов и его предложение будет самым высоким», — говорил «Интерфаксу» начальник управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС Олег Корнеев.

Эксперты наоборот хвалили предлагаемый Минэкономразвития механизм за логичность, быстроту и экономичность. «Он позволит сократить сроки продажи имущества, снизить связанные с этим затраты, и, что самое главное, — создать возможность для поступления в конкурсную массу выручки в большем объеме», — говорила партнер юридической компании «Пепеляев Групп» Юлия Литовцева.

МЕНЬШЕ ПРАВ У ЗАЛОГОВЫХ КРЕДИТОРОВ

Сохранилось в законе и еще одно существенное новшество, ограничивающее права залоговых кредиторов.

Сейчас по закону о банкротстве такой кредитор в случае признания повторных торгов несостоявшимися может оставить заложенное имущество себе. Если он этого не делает, то дальше оно будет реализовываться через публичное предложение, но залогодержатель всегда может вмешаться, если цена уходит в неустраивающую его зону.

Теперь, как предлагают авторы проекта, такие кредиторы должны лишаться права на залог, если они не захотят оставить его себе.

ПЕРЕЗАПУСК ОБСУЖДЕНИЯ

Новая итерация законопроекта в общем и целом мало отличается от предыдущей. Единственное серьезное изменение — это отказ от идеи разрешить банкроту иметь второй банковский счет для расчетов по задаткам, которые вносятся перед торгами.

В весенней редакции законопроекта этот счет — как специальный — был предусмотрен. Деньги по нему разрешалось списывать исключительно для возврата задатков или для перечисления их в конкурсную массу как часть оплаты проданного имущества, либо штрафа за нарушение договора. Никакие иные операции не разрешались.

Однако в ходе доработки проекта Минэкономразвития отказалось от этой идеи. Задатки по новой версии документа должны поступать на счет электронной площадки, где проводятся торги.