Арбитражный суд Московского округа указал: кредиторы вправе использовать механизм, позволяющий наиболее полно реализовать цели процедуры конкурсного производства (постановление по делу № А40-178997/2014 от 19 мая 2020 года).

Суть спора

В марте 2017 года налоговая служба подала заявление о привлечении контролирующего должника лица (КДЛ) к субсидиарной ответственности. Суд требование уполномоченного органа удовлетворил.

В мае 2019 года налоговая направила конкурсному управляющему уведомление о том, что выбирает такой способ распоряжения правом требования к КДЛ, как уступка в ее пользу части этого требования.

Конкурсный управляющий просьбу проигнорировал, созвал общее собрание кредиторов, на котором было принято решение о порядке реализации спорной задолженности КДЛ.

Управляющий считал, что у него отсутствует обязанность публиковать сообщение о праве кредиторов выбирать способ распоряжения. Такое нормативное регулирование содержится в редакции закона о банкротстве от июля 2017 года, а заявление о привлечении КДЛ к ответственности подано за несколько месяцев до этого момента. Соответственно, требования к КДЛ нужно продать — по правилам старой редакции закона.

Налоговая служба обратилась в суд, чтобы признать решение собрания кредиторов недействительным.

Позиции судов

Первая и апелляционная инстанции заявителю отказали, приняв во внимание аргументы о применении прежней редакции закона.

К другому выводу пришел суд округа. Было отмечено, что нормы ст. 61.17 закона о банкротстве являются процессуальными. Они подлежат применению тогда, когда суд рассматривает спорный вопрос.

Порядок реализации актива никак не связан с действиями КДЛ и с моментом их совершения, — он направлен на достижение целей банкротства. Соответственно, в течение 5 рабочих дней со дня привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности арбитражный управляющий должен был сообщить кредиторам, что они вправе выбрать способ распоряжения правом требования к КДЛ. Это сообщение включается в ЕФРСБ.

Суд округа отметил, что кредиторы имеют право использовать механизм, позволяющий наиболее полно реализовать цели процедуры конкурсного производства.

Акты нижестоящих инстанций были отменены, требование налоговой службы — удовлетворено.